Мартын с балалайкой

Креативность - это способность человека мыслить ярко и необычно. Область применения креативности включает все без исключения виды человеческой деятельности. Креативность нужна, чтобы создать нечто новое, небывалое, что-то неожиданное, стильное, контрастное, вдохновляющее, прикольное, прекрасное, веселое, полезное и т.д. Словом, новый продукт, услугу, которые украсят и/или наполнят нашу жизнь новым ароматом, смыслом, возможно, придадут ей больший комфорт или, наоборот, привнесут драйв и экстрим. 

Когда-то считалось, что креативным (или талантливым) нужно родиться. Но теперь мы знаем, что не так. Креативность живет в каждом. Ее можно тренировать и развивать. Как это сделать?

 

Что общего у пасхальных яиц, шапочки для бассейна и балалайки? Обратимся к фактам:

Факт №1. В середине 90-х годов Группа Компаний "Руян" выбросила на российский рынок новый продукт — краски для пасхальных яиц. В первый же год безо всякой рекламы было продано около 10 млн. наборов. Сегодня их можно купить в любом магазине.

Факт №2. На одном из последних тренингов, выполняя домашнее задание, один из участников, топ-менеджер, пошел в шапочке для бассейна на родной завод и работал в ней 3 часа до начала занятий. Если учесть, что за это время он провел несколько переговоров, то легко понять его впечатления: "Потрясающе! Я все могу! И как я до этого жил?!"

Факт №3. Питерская компания "Петроимпорт", известная как владелец бренда "Моя Семья", зарегистрировала целый ряд товарных знаков по классу "пищевые продукты" — консервы, кондитерские изделия и пр. Пока продукты с упомянутыми ниже названиями не выпускаются, но если они поступят в продажу, то потребитель наверняка среагирует на "Авоську", "Милые штучки", "Челюскинцев" или "Буржуина". Особый полет фантазии — "Чтобы было", "Овсов его фамилия", "СлоноЈж", "Лосебык", "Наша Маша", "Отрезанный ломоть" и, наконец, "Мартын с балалайкой".

Новый продукт, нестандартное поведение, броское название, приковывающее внимание, — все это разные проявления креативности. "Creation" с английского — "сотворение мира, создание, творение". Соответственно, русская калька креативности — "творческость", или научным языком — "способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и развитию своего опыта".

Бытует мнение, что креативность - привилегия узкого круга профессий — литераторов, музыкантов, художников ("Моей рукою водил Бог!"). Остальным достается серая проза бытия. Обидно! Но разве не творец любой родитель, решающий в день десятки задач, которые ставит перед ним ребенок? Или домохозяйка, колдующая над изысканным рецептом на кухне? Или менеджер, чья среда — неопределенность, принципиально не поддающаяся алгоритмизации? Мы считаем, что креативность не имеет границ для своих проявлений ("В первосортном супе больше творчества, чем во второсортной живописи"). Это способность, потенциально присущая, пусть в разной степени, каждому человеку. А значит, ее можно развивать. Тренинг креативности, разработанный в 1993 году, был призван решить эту задачу.

Креативность есть в каждом. Но как эту потенцию сделать актуальной? И почему 'почки творчества' у одних расцветают пышными цветами, а у других так и остаются невостребованными? Причина первая — стереотипы.

Мы живем в огромном и сложном мире, полном возможностей, но и опасностей. Чтобы не попасть в ловушку, человек ходит тропинками, которые старательно натаптывает с детства (можно называть это привычками, стереотипами, суть от этого не меняется). В результате бесконечный мир суживается до размеров коридора, тоннеля, в котором человек ощущает себя комфортно и безопасно. "Тоннель реальности" — виртуальная конструкция, но реальность и толщину его стен сможет ощутить каждый, кто попытается повторить поступок нашего героя в шапочке.

Парадокс стереотипов в том, что без них нельзя. Они экономят нам массу времени и энергии (Жизнь превратится в сплошной кошмар, если придется задумываться над тем, как чистить зубы, печатать на компьютере, переключать скорости в автомобиле). Но и с ними нельзя тоже. Ведь любой стереотип — из прошлого.

В современном бизнесе основные шансы находятся в будущем, за пределами привычного ("Конкуренция — это развитие позитивной контрастности"). Прорываться туда приходится, ломая преграды. И часто эти преграды находятся в нашей голове.

Другим барьером креативности является неуверенность в себе. Креативность и воля — близнецы-сестры. Мало придумать супер-идею, нужны смелость и мужество, чтобы воплотить ее в жизнь. Ненаписанную книгу не прочтет никто. Самолет, оставшийся в чертежах, не взлетит никогда. Нереализованная бизнес-идея не принесет ни копейки. И снова борьба. Теперь не только с собой, но и с окружающими, их здравым смыслом. "Аппараты тяжелее воздуха летать не могут!" — говорили братьям Райт. "Автомобиль бесперспективен с коммерческой точки зрения", — ответили Генри Форду, когда он обратился в банк за кредитом.

Креативная идея меняет картину мира не только ее автора, но и сотен, а порой и миллионов людей. И это вызывает естественное сопротивление. Психологическая защита — тоже реальность, не менее серьезная, чем стереотипы ("Мир должен быть устойчивым!").

Проблема в том, что мы живем в крайне неустойчивом и изменчивом мире. Для того, чтобы осознать скорость этих изменений, достаточно просто оглянуться на 15 последних лет. Мы жили в другой стране, с другим социальным строем и даже с другим названием.

Получать удовольствие от неопределенности, доверять себе, постоянно изменяться, оставаясь самим собой — вот сверхзадача Тренинга креативности. Исследования и практика показали, что именно с него имеет смысл начинать любой цикл тренинговых программ. Изменения, происходящие с участниками, носят генерализованный характер и затрагивают многие сферы их жизни.

Все это в целом позволяет изменить глобальную установку "мир — опасность", на другую, более конструктивную — "мир — возможность", полнее использовать шансы, которые щедро дарит нам жизнь ("Край света за каждым углом").

На февральском Тренинге креативности  одна из участниц предложила простую и изящную идею — продавать воздух. Кто же его купит?! А теперь представьте, что в конце мая в день трехсотлетия города Вы идете по Дворцовой набережной, мимо Зимнего дворца, и Вам предлагают красивый флакон с сургучной пробкой и сертификатом на гербовой бумаге — "Воздух Санкт-Петербурга". Красиво?..

Алексей Новак, тренер — консультант Института Тренинга

<< Вернуться к списку статей