Коучинг: российское поле дискуссий

На одном из заседаний Тренерского Университета прозвучала мысль о том, что тренинговый рынок подобен рынку высокой моды: есть несколько законодателей мод (тренеры и компании с известными именами), которые к новому сезону (активизации спроса на тренинговые услуги) выпускают новые коллекции (программы тренингов). И именно эти программы и коллекции "от кутюр" становятся поводом для "творческой переработки" ("что сможем — украдем, что не сможем — придумаем сами") со стороны менее известных и раскрученных игроков рынка.

Редкий тренер или консультант сегодня не "занимается коучингом". При этом под коучингом понимается весь спектр деятельности от "индивидуальной психотерапии" до "групповой накачки". По России ныне ходят (ездят, летают) не дети лейтенанта Шмидта, а Коучи или российские дети Голви и Уитмора.

В данной статье выделены те основные линии напряжения, которые существуют сегодня внутри тренерского и консультационного "коучинго-ориентированного" сообщества. Через призму "полевой" практики попробуем обозначить российское поле дискуссий о коучинге.

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОУЧА

Является ли коучинг специфическим видом деятельности в отличие, например, от индивидуального консультирования (руководителей в бизнесе)? И, вообще, коучинг - это только новое слово или за ним стоят новые тенденции в современном бизнес-консультировании? Под коучингом, как правило, понимается индивидуальная работа с клиентом, в ходе которой клиент достигает согласованных с коучем целей. Коучинг отличают от психотерапии, тренинга, наставничества, менторинга, тьюторства и т.д. Так, в отличие от психотерапии, в коучинге ярко выражена целевая ориентация -работа на результат. Бессмертная душа клиента интересует коуча как инструмент, источник смыслов и импульсов для достижений или препятствий на пути к цели.

Аналоги коучинга мы найдем в различных литературных и педагогических жанрах: диалоги, беседы, наставления. Коучинг же как профессия и бизнес, безусловно, отражает тенденции, с одной стороны, к индивидуализации работы с клиентом, с другой стороны — к ориентации на вершины достижений.

КОУЧИНГ В БИЗНЕСЕ

Значимы ли отличия коучинга в бизнесе от коучинга в спорте (альма матер коучинга в двадцатом веке)? Какие особые требования предъявляет к коучу и его клиенту (о-коучиваемому или — как вам такой новояз? — окучиваемому) ситуация ведения бизнеса? Например, ориентация на индивидуальный ресурс и навык клиента или ориентация на организационные изменения и ресурсы (клиенты коуча — это очень часто руководители бизнеса). Нам в процессе индивидуального консультирования руководителей постоянно приходится решать дилемму фокусирования на подчиненных и ситуации ("Как сделать чтобы они...?") или на личности руководителя ("Как измениться самому...?") Специфика коучинга в бизнесе предполагает, что в процессе должны быть учтены атрибуты бизнес-мышления и бизнес-поведения: четкость постановки целей, ограниченность времени, внутриорганизационный контекст, внешняя среда.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОУЧА

Излюбленный психологами пункт дискуссий о коучинге: работает ли коуч только вопросами? Может ли он давать рекомендации? Должен ли коуч входить в положение клиента ("Я понимаю, у вас не было времени...") или быть "с истиной" ("Я фиксирую, что мы не достигаем поставленных целей...что будем делать?... итак, есть два пути..."). Позволяет ли себе коуч переформулировать цели клиента? На наш взгляд, коуч, в первую очередь, работает вопросами, помогая клиенту сформулировать цель, оценить ситуацию и ресурсы, выбрать оптимальный путь достижения цели, сформировать пошаговый план действий. В то же время, арсенал методов и средств работы коуча разнообразен: от провокаций до прямых рекомендаций.

ПЕРСОНА КОУЧА

Кто же такой этот загадочный коуч? Какими профессиональными качествами и навыками он должен обладать? Может ли линейный руководитель играть эту роль по отношению к своему подчиненному? И если да, то как сыграть ее правильно? "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться..." — и дальше коучинг? Вот только некоторые требования к коучу: собственная профессиональная и личная успешность, опыт достижения целей и помощи в достижении целей другим, позитивное отношение к людям, креативность, новое видение старой проблемы, искусство ведения диалога. Спектр ролей коуча — от адвоката до провокатора.

А "работать коучем" может и внешний специалист, и линейный менеджер. Однако коуча нельзя назначить, им предстоит стать.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ КЛИЕНТ КОУЧИНГА

Единица мышления коуча — клиент и его ситуация. Практика допускает возможность использования коучинга внутри организации. Для внешнего коуча, клиентом оказывается не только первое лицо, а весь менеджмент (или персонал) компании. Возникают вопросы, связанные со спецификой "внутреннего" коучинга: результативность, совмещение роли коуча с другими менеджерскими ролями, измерение результатов коучинга, обучение коучей и т.д. Наш опыт показывает, что коучинг силами внутренних специалистов больше ориентирован на функциональность и, осмелимся на такую крамолу, менее результативен.

СОВМЕСТИМОСТЬ КОУЧИНГА

Насколько коучинг совместим с другими технологиями консультирования, обучения и развития персонала? На наш взгляд, ответ на этот вопрос — прерогатива тех самых коучинговых домов моды. Совмещение коучинга с ассессментом, индивидуально составленной программой обучения, с управленческим консультированием — перспективное направление для провайдеров коучинга. Так, в практике компании "Бест-тренинг" удается реализовывать совмещение коучинга с подходом и методологией "Обучения действием". Результатом оказывается сочетание организационного и индивидуального развития.

Итак, коучинг — явление пока для широкого круга потенциальных потребителей малопонятное, но по общему согласию потенциальных коучей и их клиентов — перспективное. Надеемся, что коучингу уготована судьба не новинки-однодневки, а роль целого направления в современных представлениях о методах и технологиях развития человека бизнеса.

 

Марк Кукушкин, тренер-партнер

<< Вернуться к списку статей