Режьте, братцы, режьте...

"Режьте, братцы, режьте,
Режьте осторожней!
Перед вами, братцы,
Пассажир дорожный…"

Песенка кондукторов

Вопрос, решение которого мы с вами сейчас найдем, — как устанавливать и поддерживать зрительный контакт с аудиторией, в том числе, с большой.

С аудиторией, которую одним взглядом не охватить. Важно, чтобы каждый участник сохранял полное внимание и был замечен выступающим. Но у выступающего всего два глаза и один головной мозг!

Все мы знаем о значении визуального канала в восприятии публичного выступления. Ведь зрительный нерв в 50 раз толще слухового. И через органы зрения, если верить специалистам, мы получаем более 90 процентов информации из внешнего мира.

То, как Вы смотрите на аудиторию, является основным компонентом картинки, воспринимаемой зрителями. По вашим глазам они поймут больше, чем по словам.

Итак,

прежде, чем начать выступление, мы должны установить зрительный контакт с аудиторией

(если этого не сделать, можно не получить никакого другого).

Как это делается?

Подчеркиваю, речь идет не об осматривании зала, а именно о контакте глаза в глаза с каждым сидящим.

Это для небольших аудиторий. А как быть, если зал большой и светят софиты? Тогда его нужно имитировать. Вспомните, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает первое па.

Вы думаете, он вообще что-нибудь видит под этими прожекторами? Но у нас остается абсолютная уверенность, что он видит нас и танцует для нас. И мы реагируем соответственно.

Если использовать терминологию, которая сегодня у всех на устах, можно сказать, что установление зрительного контакта – не ковровая бомбардировка, а точечные удары.

Не нужно пытаться установить зрительный контакт со всем залом. Это невозможно. Устанавливайте зрительный контакт с каждым, сидящим в зале.

Часто мне приходится слышать возражения, дескать, это займет слишком много времени. Нет, не займет, ибо каждой паре глаз мы уделим только сотые доли секунды, а наш глаз в состоянии перемещаться с огромной скоростью.

Что он постоянно и делает, даже если мы этого не замечаем. Сначала мы устанавливаем зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит (некоторые улыбнутся),

затем поднимут глаза те, кто привык продолжать заниматься своими делами, пока оратор начинает речь.

Установите зрительный контакт и с ними – они теперь долго не опустят глаз.

Дождитесь, пока на вас посмотрят и последние, это те, кто вообще никогда не поднимает глаз на оратора – установите зрительный контакт и с ними.

Дождитесь, когда не останется ни одной пары глаз, устремленной куда-либо, кроме как на вас.

Это важно для всего успеха публичного выступления. Вообразите, что между вашими глазами и глазами сидящих в зале протянуты провода, по которым течет информация, сообщаемая вами в ходе выступления. И если эти провода обрываются, то прерывается и ток информации. Кстати, примерно так и происходит. Ведь в индивидуальном разговоре мы, сообщая важную информацию, настаиваем на том, чтобы наш собеседник смотрел нам в глаза.

Только в этом случае мы можем быть уверены, что он не только услышал, но и понял то, что мы сказали. Таким образом, зрительный контакт — это не только способ установить отношения с аудиторией и обеспечить донесение информации, это еще и способ получения информации о том, насколько аудитория поняла сказанное (а может нужно повторить); не утомлена ли аудитория (может нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти в другим вопросам); интересны ли аудитории мы сами (не пора ли сменить оратора).

Самыми пренебрегаемыми в установлении и поддержании зрительного контакта частями зала остаются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа).

Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Именно оттуда слышны разговоры, щелканье ручек и замков портфелей. Почему? Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов. Опытного – 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой, фактически, и общаемся. Так ведь? Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Для начала обсудим, как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечивать возможность установления зрительного контакта со всем залом.

Залы бывают разные, просто в метрах его указать невозможно. Поэтому дам простое правило для прямоугольных залов, где вы выступаете с узкой стороны.

Встаньте так, чтобы между вами и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовывался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это и будет то самое, идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Исходя из него, вы без труда сможете предположить, где вам следует начинать выступление. Именно начать, потому что сразу после этого вы будете перемещаться по сцене, подходить ближе, отходить дальше, подходить то к левому, то к правому краю сцены. Это расстояние может быть меньшим, если вы хорошо знакомы аудитории и можете рассчитывать на теплое к вам отношение с самого начала.

Особое внимание направляйте взглядом в те места, откуда вы получаете сигналы утраты внимания: шевеления, шелест, шепот, храп.

Внимание восстанавливается почти моментально – проверьте. Общаясь с обделенными зрительным контактом, вы приобретете вернейших союзников.

Подойдите ближе и скажите несколько фраз, обращаясь к правому краю. Задавая вопрос аудитории взглядом и жестом покажите, что ждете ответа от сидящих в последних рядах.

Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, таким образом,
держим в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае не теряем этого контакта.
Важность этой рекомендации подтвердит представитель близкой профессии – дрессировщик.

Однако нельзя превращать выступление в сеанс группового гипноза.

Вы можете переводить на мгновенье взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрируете, на свои руки. Но только на мгновенье, как это делают дикторы телевидения, якобы подглядывая в бумажку. Даже если вы сбились, забыли текст, бегающий взгляд влево и вверх тут же выдаст прокол. Если же вы будете продолжать смотреть в аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. Мало того, значение того, о чем вы скажете после паузы, возрастет. Смелее!

Поведение публики подобно поведению женщины.

Если вы не уделяете ей достаточного внимания, она обижается и устраивает вам "веселую жизнь".

В вашем прямом взгляде должны читаться интерес к зрителю, немой вопрос, интересно ли ему, о чем и как вы говорите.

Таким образом, чтобы стать интересным аудитории, нужно показать интерес к ней. И сделать это проще всего с помощью установления и поддержания зрительного контакта.

Чтобы поддерживать продуктивный зрительный контакт с большой аудиторией и при этом не бегать глазами по залу, представьте, что вы нарезаете зрительный зал на секторы, как арбуз.

Таким образом, у вас получится несколько небольших залов, с каждым из которых по отдельности поддержание зрительного контакта не составляет труда.

Работайте какое-то время с одним сектором, затем неожиданно переключайтесь на другой. Не следует проходить секторы справа налево по очереди, и потом снова.

Перескакивайте через один, через два. И снова возвращайтесь к предыдущему. Вы заметите, что во всех частях зала на вас смотрят, не сводя глаз.

А это верный признак внимания. А это верный признак понимания. А это верный признак успеха. Режьте смелее, смотрите вперед, добивайтесь поставленной цели!


Автор: Радислав Гандапас

<< Вернуться к списку статей