Управление и оптимизация закупок и запасов

«Не доходом наживаются, а расходом».

Русская пословица

Логистика закупок

решает задачу – определения баланса между ресурсами (возмож­ностями) собственной компании, возможностями поставщиков и потребностями покупа­телей.

Объемы товарных запасов компании в значительной степени зависят от отношения к ним топ менеджеров, которое определяется конъюнктурой рынка. В условиях экономического роста ос­новная масса топов настроена оптимистично, они расширяют свои операции, не придавая зна­чения увеличению запасов. И только в условиях отрицательных рыночных колебаний, оптими­зации запасов начинают придавать значение. Это связано с тем, что в среднем доля затрат на управление закуп­ками и создание товарных запасов варьируется от 15 до 37%, что зависит от отрасли, вида бизнеса и его масштабов.

Именно затраты на закупки и создание запасов лиди­руют по размеру финансовых вливаний среди всех затрат на логистику в большинстве компаний. И в первую очередь в произ­водственных компаниях где управление закупками и запасами- это балансирование между необходимостью минимизации запасов и оптимизации объёмов закупки с целью эффективного использования финансовых ресурсов компании, при сохранении таких параметров как бесперебойное и надёжное обеспечении производ­ственного процесса. 

Про­изводственные компании имеют дело с более узким ассортимен­том продукции (сырьё, ком­поненты и т.д.), а потребность в них более продол­жительна во вре­мени, так как сырьё всегда должно находиться на складах с целью обеспечения бесперебойно­сти производствен­ного цикла. В связи с этим запасы производителей являются источником дол­говре­менного риска, что побуждает ком­па­нии работать над снижением затрат на закупки и сни­жать риски содержания чрезмерных запасов. И здесь важным фактором выступает каче­ство при­нимаемых решений, и то, какая конкретно система управления запасами ис­пользу­ется.

Системы управления запасами основанные на кон­цепции максимизации запасов в настоящее время отошли в прошлое. Большинство компаний используют системы, основанные на концеп­ции оптимизации запасов, то есть признают целесо­образность запасов, но в оптимальном раз­мере исходя из критерия затрат на закупку и содержание. И тем не менее их запасы только условно можно назвать оптимальными, так как наличие боль­ших страховых запасов и высокий уровень текущих запасов нивелирует и маски­рует ошибки в планировании закупок и недостатки в работе менеджеров по закупкам, узкие ме­ста производ­ства, не синхронизированные во вре­мени операции закупок и поставок, ненадеж­ную работу по­ставщиков и грузоперевозчиков.

В условиях отрицательных рыночных колебаний, когда спрос падает компании, стремятся осво­ить новые техники продаж, но как максимум в подавляющем большинстве случаев удаётся лишь удержать продажи на предыдущем уровне.

Совершенно очевидно, что пер­соналу отдела заку­пок трудно представить, как можно управлять закупками полностью отка­зав­шись от содержания страховых запасов, и при этом сни­зить теку­щие запасы на 30-50%. Из лич­ного опыта могу сказать, что это реально и осуществимо главное преодолеть психологический барьер в наших головах и иметь хорошие инструменты управления и планирования. Если компания использует программ­ное обеспечение, не от­вечающее насущ­ным по­требностям планирования закупок, то это только увеличивает объёмы закупок и запасов из-за отсутствия точности в планировании.  Зачастую в ба­зовое программное обеспечение (КИС) необходимо внести соответствующие дополнения, что не требует серьёзных затрат, но при этом возрастает точность планирования.

В настоящее время в западных компаниях всё более популярной становится кон­цепция ми­нимизации запа­сов, которая полностью сопрягается с концепцией SCM. Главным представите­лем кон­цепции минимизации запасов является компания Тойота. Именно в этой компании счи­тают, что большие запасы не более чем ширма за которой скрываются не умение точно плани­ровать производственную программу и как следствие планировать закупки.

Управление закуп­ками и запасами в соответствии с этой концепцией требует специаль­ного программного обеспе­чения заточенного под специфику компании. С высоким уровнем автома­тизации процессов управления и планирования, а при необходимости перепланирования заку­пок. Так как в настоящее время нет дефицита товаров, а есть дефицит покупателей всё больше про­изводственных компаний переходит на выпуск продукции под конкретный заказ, что подтал­ки­вает компании использовать системы управления, базирующиеся на концепции минимизации запасов. Компетентное управление закупками– это один из инструментов увеличения прибыль­ности компании.

Шигапов Н.Р.

Перепечатка материалов возможна только при ссылке на сайт-первоисточник с указанием авторства

Возможно, вам будет интересно: “Семинар по управлению закупками и обучению логистике”.

<< Вернуться к списку статей