Делегирование
При делегировании используются страховки.
Как и при страховании автомобиля — вы можете выбрать тот вид страховки, который обеспечит максимальную защиту. К примеру, если стаж водителя невысок и машина новая, то, как правило, покупают автокаску. Тогда максимально защищены все риски. Если опыт достаточный, то хозяин машины может принять решение — ограничиться автогражданкой. А остальные риски он берет на себя, то есть надеется, что его мастерство превысит страховые взносы. При постановке задач аналогичная ситуация.
Страховки при делегировании — это возможность оперативно получить обратную связь, насколько правильно выполняется поставленная задача.
Степень страховки напрямую зависит от степени развития сотрудника по отношению к выполняемой работе. Выделим три уровня сотрудников:
- Новичок — выполняет задачу впервые.
- Стажер — 1-2 раза уже выполнял данное поручение.
- Мастер — многократно и успешно выполнял поставленное поручение.
Рассмотрим три вида страховок:
- Сначала говорю, потом делаю
- Сначала делаю, потом говорю
- Делаю, если есть проблемы — говорю
Сначала говорю, потом делаю
Данный тип страховки применим к сотруднику, который выполняет задачу впервые. По нашей классификации Новичок. Он еще не уверен в своих силах, поэтому он проговаривает, что будет делать и как, после чего получает добро начальника и приступает к выполнению. Выполнив первый шаг, подчиненный получает обратную связь, переходит ко второму шагу, с аналогичной страховкой.
В чем суть? Если сотрудник может проговорить, что собирается сделать и как он это будет выполнять у вас имеется возможность убедиться в правильности его действий, и если что не так скорректировать еще до начала работ.
В данном случае, вы полностью предупреждаете возможные ошибки сотрудника, а следовательно, убытки компании. Нетрудно догадаться, что если всех сотрудников всегда так страховать — то рабочего времени физически не хватит. Поэтому возникает соблазн — сделать работу самому. "Так быстрее" — регулярно слышу я на тренингах.
Совершенно верно, если сотрудник остается на этом уровне — он просто обуза для компании. Поэтому, данным способом мы страхуем только те задания, которые он выполняет впервые. Каждое последующее выполнение мы должны страховать иным, более высоким способом.
Сначала делаю, потом говорю
При вторичном выполнении поставленных задач, сотрудника можно страховать данным способом. Он самостоятельно выполняет шаг — и дает по нему краткий отчет.
И так, пошагово: выполнил — отчитался, выполнил — отчитался. Затрат времени руководителя уже меньше, при этом, если сотрудник способный и учится на своем опыте, то при данной страховке качество не страдает.
Подобная страховка идеально подходит для Стажера. К примеру, стажера можно страховать раз в день. Утром ставите задачу — вечером получаете отчет о ее выполнении. В отличии от Новичка, для которого интервал доверия может мерятся часами а то и минутами.
Когда Стажер много раз успешно выполнит поручение, мы можем его повысить и применить к сотруднику следующий тип страховки.
Делаю, если есть проблемы — говорю
Представьте, что выполнение задания как работа дальнобойщика. Из пункта А в пункт Б доставить груз. Если за рулем Мастер — человек, который неоднократно проезжал по данному маршруту, то применять к нему первые два типа страховки — излишне. Поэтому, для таких сотрудников идеально подходит полностью самостоятельное выполнение работы.
И только в случае возникновения непредвиденных обстоятельств — они выходят на связь и обращаются за советом, помощью. Интервал доверия к данному типу сотрудников может составлять неделю-две. Вы ставите им задачу, в течение недели они самостоятельно ее выполняют.
В конце недели у них плановый отчет. При этом, если ничего форс-мажерного "на трассе" не произошло, вы не услышите от них лишнего слова. А если возникли проблемы — подчиненные дают о себе знать, и руководитель принимает решение, как выйти из сложившейся ситуации.
Отработаем три вида страховки на практике.
1. Возьмете лист бумаги, вызовите сотрудника и поставьте ему задачу.
2. Далее, определите его уровень: Новичок, Стажер, Мастер
3. В случае Новичка: попросите его рассказать, что и как он будет делать, и кратко зафиксировать шаги.
4. В случае Стажера: определите шаги, после которых, он должен отзваниваться вам и докладывать, как идут дела.
5. В случае Мастера: договоритесь о канале обратной связи. Каким образом будет выходить на связь сотрудник и в случае каких проблем.
6. И наконец, в процессе выполнения поручения убедитесь, что выбранная вами страховка работает.
Стоит отметить, если вы "излишне" застраховали задачу — то это вызовет некоторый протест со стороны выполняющего.
А если "недостраховали" — то информация о правильности выполнения задачи может прийти к вам с запозданием.
Поэтому, в процессе практики, отработайте адекватную степень страховки, чтобы не тратить лишних усилий и в то же время своевременно получать информацию о ходе работ.
Отработка навыков делегирования и постановки задачи в тренинге по управлению персоналом
Горбачев Александр