Оценка персонала методом "Assessment center"
»Assessment center«, или «Центр оценки", — это метод глубокой оценки профессиональных способностей, навыков и личных качеств, позволяющий прогнозировать эффективность человека в определенной деятельности.
Центр оценки используется в тех случаях, когда нужно оценить потенциал (то есть те качества и способности, которые не использовались ранее в профессиональной деятельности) или подобрать наиболее квалифицированного сотрудника на определенную должность.
Практические примеры применения Центра оценки персонала:
- Подбор эффективного управленца, способного решить сложные задачи развития бизнеса компании (финансового директора, коммерческого директора, исполнительного директора, директора по персоналу, директора по развитию...)
- Подбор высококвалифицированного специалиста (юриста, логистика, финансиста...)
- Оценка управленческого потенциала сотрудников компании для формирования кадрового резерва, для выбора одного из сотрудников на занятие вакантной руководящей должности (менеджера, начальника отдела, заместителя директора...)
- Набор большого количества людей с минимальным опытом на определенную позицию (менеджер по продажам, торговый представитель...)
- Аттестация персонала, т.е. оценка соответствия возможностей сотрудника его обязанностям.
Проведение Центра оценки существенно облегчает выбор из нескольких кандидатов, дает много полезной информации для составления планов обучения и развития персонала компании, разработки систем мотивации и выбора конкретных методов стимулирования отдельных сотрудников.
Общие принципы
Оценка персонала базируется на тщательном исследовании деятельности (функций, задач, условий работы) определенной должности и выделении ее ключевых моментов. На их основе определяются критерии, по которым будет проводиться оценка, т.е. формулируются качества, навыки, которыми должен обладать человек, чтобы успешно справляться с работой, и уровень их развития.
Сама процедура включает в себя ряд заданий (тестов, деловых игр, специальных упражнений, кейсов), позволяющих оценить у испытуемых выделенные критерии. Некоторые задания специально проектируются для моделирования ключевых аспектов практической деятельности участников Центра оценки.
Основные характеристики
Каждое качество испытуемого оценивается в нескольких заданиях, и каждое задание оценивает несколько качеств, что обеспечивает объективность и разностороннесть оценки.
Каждый участник оценивается несколькими экспертами-наблюдателями, в число которых входят сотрудники компании-заказчика, что позволяет учитывать фактор корпоративной культуры.
Фазы «наблюдения» и «оценки» разнесены во времени для достижения большей объективности — оценка происходит после проведения процедуры.
Базовые сведения
В 1954 г. «Assessment center» как процедуру кадровой работы впервые использовала компания «AT&T» в рамках исследовательской программы. Уже через четыре года Центр оценки стал активно применяться для оценки готовности сотрудников и кандидатов к управленческой деятельности. В 60-е годы многие американские корпорации (например, «IBM») создали свои собственные центры оценки персонала. В 1970 г. около 100 фирм использовали «Assessment center», а в 1980 — уже около двух тысяч.
В России данная методика успешно применяется при оценке государственных служащих в Мингосимуществе и РАГС при президенте РФ, в РАО «ЕЭС России», при формировании кадрового резерва большинства политических партий, а также при подготовке антикризисных управляющих в рамках проекта Федеральной службы по финансовому оздоровлению России.
В настоящее время «Assessment center« применяется во многих крупных иностранных и российских компаниях, в том числе в новосибирских. Эта комплексная методика зарекомендовала себя как наиболее эффективная и достоверная среди всевозможных способов оценки персонала.
Источник: Центр развития персонала «Алекса групп"
<< Вернуться к списку статей