Босс набирает команду

Любой бизнес — это, прежде всего, человеческое общение. Поэтому учет психологических особенностей личности играет далеко не последнюю роль в достижении делового успеха. Умение определить преобладающий тип темперамента человека — важное качество бизнесмена еще на этапе формирования своей команды.

Каждый из представителей четырех основных типов темперамента занимает в команде только для него характерное место. Проблемы и конфликты возникают, когда от человека с одним преобладающим типом темперамента ожидают и требуют проявлений, присущих представителю другого темперамента.

Рассмотрим возможные ситуации на примерах.

Ситуация 1.

Босс недоволен сотрудником. Исполнитель неорганизован, неаккуратен, несобран. Работник не доводит начатое дело до конца, на его рабочем месте всегда беспорядок. Да и ведет сотрудник себя вызывающе, позволяет себе разговаривать с начальством на повышенных тонах. Уволить без всяких разговоров!

Не торопитесь с выводами. Возможно, вы ошиблись, когда брали его на работу, не разглядели в нем разгильдяя. Но может быть вы ошиблись в другом. Не обратив внимание, на преобладающий тип темперамента претендента на вакантную должность, вы поручили ему заниматься не тем делом. Судя по вашим претензиям, речь может идти о холерике.

Если это так, — о каком вообще рабочем месте может идти речь! Свой стол в офисе холерику просто не нужен. Он все равно не знает, как его использовать, а бумаг он боится как огня. Поручать холерику планомерную скрупулезную работу — значит обречь ее на полный провал сразу. Сказанное не означает, что от услуг холерика в фирме нужно отказаться вовсе. Напротив, есть работа, с которой лучше холерика не справится никто.

Только холерик спокойно выдерживает частые и длительные командировки. Только он умеет мгновенно переключаться c одного вида деятельности на другой. Именно холерик постоянно находится в активном состоянии, готовый к быстрым решительным действиям. Проявление инициативы — вот постоянный фактор существования холерика.

Куда-нибудь поехать, с кем-нибудь договориться, решать вопросы по телефону — вот занятия, который холерик выполнит с блеском. Только распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять холерику все существо дела. Лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату.

И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять холерика без работы. Инициатива — вещь хорошая, но лучше держать ее под контролем.

 

Ситуация 2.

Флегматик - антипод холерика. Они настолько дополняют друг друга, что без этой пары не может успешно работать ни одна фирма. Флегматику трудно договариваться с людьми, принимать решения. Флегматики почти никогда не проявляют инициативу. Работа с людьми для флегматиков противопоказана. Зато им по силам будничная монотонная работа. Любые формы деятельности с бумагами, у компьютера, приведение в порядок финансов — вот стихия флегматика.

Флегматику необходимо давать распоряжения точно и лаконично. Но, лучше всего, общаться с ним в письменном виде. Заторможенные психические процессы, слабый темп реакций делают флегматика уязвимым к быстро меняющимся обстоятельствам.

Флегматик плохо приспосабливается и ориентируется в новой обстановке. Здесь нужно ему помочь. Четко расписав все его действия.

Принимать от флегматика доклады и рапорты тоже лучше в письменном виде. Своими неторопливыми объяснениями флегматик отнимет у вас массу времени. Не стоит поручать флегматику и различного рода публичные выступления. Даже на небольших совещаниях флегматику лучше воздержаться от доклада.

Флегматики - это стабильность фирмы, ее прочность и непотопляемость.

 

Ситуация 3.

На первый взгляд может показаться, что меланхолику вообще нечего делать в фирме. Чрезмерная чувствительность, слабый тип нервной системы, склонность к депрессии и подверженность стрессам значительно снижают деловую активность меланхоликов. Если к этому добавить ранимость и обидчивость, складывается весьма неприглядная картина. Многие бизнесмены сразу отказываются от услуг меланхолика и совершают при этом грубейшую ошибку. Немного внимания, такта и - ваша фирма приобретет исполнительного добросовестного сотрудника, способного положительно повлиять на микроклимат всей вашей команды.

Проявите чуткость. Разговаривайте с меланхоликом всегда спокойно и мягко, избегая повышенного тона и резких выражений. Как можно чаще хвалите его. А, если необходимо сделать замечание, указать на недостатки в работе, - делайте это только один на один и в максимально спокойной обстановке. Результат не заставит себя долго ждать.

Меланхолик станет надежным и преданным помощником, на которого вы всегда сможете положиться.

 

Ситуация 4.

Сангвиник - это визитная карточка фирмы, ее лицо.

Сангвиники всегда бодры и жизнерадостны, энергичны и деловиты, элегантны и привлекательны. Они умеют найти общий язык с любым человеком, причем, делают это легко и непринужденно.

Сангвиник незаменим в работе с клиентами и посетителями. При этом, сангвинику не следует вникать во все детали дела. Он не придает значения мелочам и, все равно, не удержит их в памяти.

Зная суть дела в общих чертах, сангвиник может блестяще вести беседу с кем угодно. Как известно, сангвиники — хорошие ораторы. Поэтому именно им надо почаще давать слово на различных собраниях и совещаниях.

Сангвиники умеют и любят лидировать. Из них получаются хорошие руководители самого разного уровня. Если Вам нужен менеджер, — лучше сангвиника не найти. Правда, некоторые черты характера сангвиника могут поставить под вопрос успех его руководящей деятельности. Излишняя самоуверенность, поверхностность в проникновении в суть вопроса, неаккуратность в ведении дел, - все это мешает сангвинику успешно решать производственные задачи.

Но из этого положения есть выход. Достаточно создать рабочую "связку" сангвиник — флегматик или сангвиник - меланхолик, - и успех обеспечен. Флегматик или меланхолик компенсируют негативные качества сангвиника.

 

Попробуем смоделировать офис, в котором будут успешно трудится четыре человека: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник.

Руководить офисом будет сангвиник. Он будет принимать клиентов, вести деловые переговоры. Помогать ему в этом будет меланхолик. Он может взять на себя работу с посетителями, вести телефонные переговоры, работать с офисной техникой.

Флегматик будет заниматься финансами, вести документацию.

Холерик займется сбытом и снабжением. Он эффективно осуществит рекламу деятельности фирмы, успешно решит задачи, связанные с командировками.

Организовывая подобный офис, помните, что в мире не существует "чистых" типов темперамента. В каждом человеке представлены все четыре типа. Говорить можно лишь о преобладающем, доминирующем типе. Определить его можно с помощью анализа языка жестов или психологических тестов.

 

 

Вадим Воловик, доктор психологии, международный тренер-консультант.

По материалам сайта Prgma.Ru

 

<< Вернуться к списку статей