Ораторами рождаются или становятся?

Говорить убедительно и привлекать к себе внимание сразу нескольких человек может далеко не каждый. А когда дело доходит до публичных выступлений, появляется дрожь в коленях, неуверенность в голосе…Диагноз: публичная "немота". Но больной не безнадежен. Такой "недуг" лечат как в Москве, так и во многих других городах. Об этом нам рассказал Радислав Гандапас, бизнес-тренер и основатель Академии Ораторского Мастерства.

CF: Радислав, как вы стали бизнес- тренером? Профессия, скажем, не из легких…
Р.Г.: Случайно. Вчера подумалось, что я, пожалуй, уникальный тренер. Потому что обычно тренер сначала занимается различными тренингами, а потом готовит программу, а у меня же все было наоборот. Сначала я занимался программами, а потом подготовил тренинги. Собственно, у меня фактически одна программа — публичные тренинги в их разных вариантах. Есть вспомогательные занятия по продажам, по харизме, но вообще моя преподавательская деятельность вертится вокруг публичных выступлений. Как это получилось? Сызмала. Первое детское воспоминание связано с публичным выступлением: та самая табуретка, тот самый стишок перед гостями. Маме мог что-то прочитать, а рассказать перед гостями не получалось: мешали десять пар глаз. И еще тогда я понял, сколь принципиальная разница между тем, как говорить индивидуально и как – публично.

CF: А как давно вы проводите тренинги?
Р.Г.: Три года.

CF: У вас есть своя компания?
Р.Г.: Да, "Академия ораторского мастерства". Я основал и продолжаю вдохновлять свое детище.

CF: Что за люди посещают ваши тренинги?
Р.Г.: В основном это руководители среднего звена. Но иногда на тренинги приходят и топ-менеджеры компаний.

CF: То есть все тренинги можно разделить на три вида: для "всех", для первых лиц компании, а так же для самих тренеров?
Р.Г.: Специальных тренингов для тренеров у меня нет, но я обязательно буду их готовить. В том числе я буду учить людей и для своей компании. Как говорится, лучшие руки трудоустроим. Точнее, лучшие языки.

CF: Менеджеры среднего звена сами приходят по собственной инициативе или после настоятельной просьбы руководства компании?
Р.Г.: Пятьдесят на пятьдесят. Бывает, что у человека есть какая- то своя финансовая квота, которую он хотел бы использовать для самообразования. Но иногда и руководители намекают своему сотруднику, что не помешало усовершенствовать навыки оратора. Есть случаи, когда начальники посылают подчиненных вместо себя: "Пойди посмотри, если тренинг стоящий — и я схожу". Бывает, что люди попадают на занятия случайно. К примеру, руководитель оплатил тренинг, но по каким- то причинам не может в этот день посетить занятия и посылает своего сотрудника — чтобы место не пропадало. Нередко слышу, как люди говорят: "Какое счастье. Поначалу отнесся к этой идее как к повинности и даже хотел сказаться больным. А пришел — и очень понравилось. Как хорошо, что шеф не смог прийти".

CF: Топ-руководители идут в "общем потоке"?
Р.Г.: Специально для первых лиц я организую тренинг по харизме. Но все дело в том, что первых лиц не так много. Много тех, которые хотят ими стать.

CF: И как часто вы проводите этот "харизматический" тренинг?
Р.Г.: Я посмотрел в свой календарь и ужаснулся – увидел, что в этом году у меня всего три тренинга в Москве, остальные – по России и странах СНГ.

CF: Вы три года работаете на ниве бизнес- тренерства. Что можете сказать о меняющемся спросе на подобные тренинги?
Р.Г.: Скажу одно — спрос на меня увеличился просто в разы!

CF: Всему виной качественная реклама?
Р.Г.: Я не думаю, что такого эффекта – устойчивых продаж – можно добиться одной лишь рекламой и пиаром. Ведь многие  приходят во второй, в третий раз и более. Но, безусловно, поначалу я много времени тратил на пиар – может быть, около 80 % времени. Хотя и сегодня уделяю этому внимание. И помню, что качество продукта не должно отставать от качества рекламы, иначе ожидания публики просто не оправдаются. Нет ничего странного, когда разочарование транслируется на других. А мы всегда в большей степени доверяем мнению людей, нежели рекламе. Вот и важно, чтобы человек пришел на тренинг с большими ожиданиями, но не с завышенными.

CF: А как вы оцениваете свою результативность? Можно ли из ничего сделать нечто?
Р.Г.: Если человек не глухой и не слепой, то смогу. Из лилипута вряд ли сделаешь баскетболиста. Надо помнить, что хороший оратор – это человек с врожденными способностями и впоследствии развиваемыми навыками. Принято считать, что Демосфен стал хорошим оратором. Изначально у него был слабый голос, но он переборол себя – стал говорить громче, четче, внятнее. Получился ли из него действительно блестящий оратор? Он просто преодолел ограничивающие факторы. Но случаи безнадежные бывают, и не стоит этого бояться.

CF: А приходилось ли сталкиваться с претензиями, когда человек приходил и говорил, что ваш тренинг для меня оказался абсолютно бесполезен?
Р.Г.: В моей практике по публичным выступлениям я таких случаев не припомню. Человек уходит как минимум с осознанием полученного удовольствия. Хотя бы повеселился. Да и говоря чуть серьезнее…Во-первых, результат нельзя почувствовать  и как — то оценить ни за один, ни за два дня. Если бы человек подошел ко мне и сказал, что ваш тренинг мне ничем не помог, я бы, наверное, кивнул и сказал: "Жаль". А сам бы подумал: " Ты лукавишь, братец, потому что сможешь об этом судить только через месяц или даже спустя год". Результат все равно будет, практика показывает, что тренинги не проходят даром.

CF: Получается, разового посещения недостаточно?
Р.Г.: Нельзя сделать зарядку один раз и на всю жизнь. Да, тренинг – дорогое удовольствие. Но ошибаются те, кто думает, что, заплатив однажды за два дня, ты станешь блестящим оратором. Вряд ли преподаватель в консерватории возьмется за такой срок сделать из человека, который никогда не занимался вокалом, выдающегося певца. Но он может сдвинуть ученика с мертвой точки, дать почувствовать свои силы.

CF: Расскажите вкратце о программе.
Р.Г.: "Как привлекать внимание" и "Моторика". Есть и вторая ступень, которая будет проходить в Милане в ноябре. Это уже работа со сложной аудиторией, с микрофоном.

CF: А почему в Милане?
Р.Г.: Ну, народу Турция надоела (смеется).

CF: Так ведь это дорогое удовольствие?
Р.Г.: Не из дешевых. И все равно люди едут. Ведь можно отправиться в путешествие с женой и парой друзей, а можно – с тренинговой группой. Это совершенно другой коленкор. Это слезы, радость, адреналин, совместные участия в упражнениях. А вечером – прогулки по городу. Да и трехдневный тренинг в Милане  стоит столько же, сколько двухдневный в Москве. Остается заплатить только за авиабилеты и размещение.

CF: А как обстоят дела с корпоративными тренингами?
Р.Г.: У меня таковых большая часть.

CF: Не самые крупные компании могут себе это позволить?
Р.Г.: Могут средние. Бюджет такого тренинга не очень высок. Да и он окупаем. Сотрудник еще долго находится в состоянии легкого позитивного возбуждения, повышенной мотивации. Кстати, бывает, что компании солидные и с большим бюджетом сначала устраивают переговоры, подробно изучают программу и потом говорят: "Погодите". В то время как небольшие организации могут решить этот вопрос одним телефонным звонком – сразу договариваются, когда нужно проводить тренинг.

CF: А экономическую эффективность исчисляют?
Р.Г.: По-моему, это не возможно. Иногда меня тоже спрашивают, каков будет рост, скажем, продаж в процентах после посещения ваших занятий. Помните, в рекламе: после применения такого-то шампуня замечено увеличение гладкости волос на 37%, шелковистости – на 68%, проверено на 217 женщинах. Вот у людей и возникает ощущение: раз есть математический расчет, значит, можно доверять. Вычислить потенциальный рост или снижение объема продаж нереально: тут и сезонность, и жизненный цикл товара, и стадии рекламной компании, и т.д. Я от ответа на этот вопрос всегда стараюсь уклоняться.

CF:  Конкуренты покоя не дают? Сколько компаний представляют достойные тренинги публичным выступлениям?
Р.Г.: Честно говоря, пока таковых не наблюдаю, хотя был бы и рад.

CF: Если набрать в поисковой машине "публичные выступления", то возникает масса ссылок на различные тренинговые компании.
Р.Г.: Все больше и больше тренеров заявляют эту тему, что называется, "в том числе". У них есть различные тематические тренинги (финансовый анализ, лидерство, менеджмент, построение команды), а публичные выступления – как бонус к программе. Распространено мнение, что эта тема не столь сложная, чтобы выделять ее в отдельную программу. Но у меня ощущение, что это одна из самых сложных тем. Приятно считать, что финансы – это для серьезных людей, а ораторство – так, развлечение. Но ведь в финансовых вопросах можно разобраться за пару дней, а стать за то же время публичным оратором – маловероятно.

CF: Нарисуйте образ успешного тренера. Каково должно быть образование, способности, помимо ораторских?
Р.Г.: Трудно сказать, я ведь мало видел тренеров по ораторству…

CF: Может, исключительно необходимо профильное образование? Предположим, психологическое?
Р.Г.: Нет, образование тут тоже вряд ли играет решающую роль.

CF: Любой "технарь", у которого есть талант красноречия, сможет преподавать?
Р.Г.: Есть художники, которые никогда  рисовать не учились, но стали мастерами своего дела, а есть те, кто закончил художественную академию, знает законы композиции – а толку никакого. Конечно, не каждый человек с такими данными сможет преподавать. Тут судьба, предопределенность, миссия, ниспосланная свыше.

CF: Верну вас к самому началу разговора. Все же, как вы стали тренером?
Р.Г.: После школы я поступил в университет на филфак. Когда его закончил, то пошел работать. Шесть лет трудился в компании, которая занималась организацией публичных выступлений – презентаций, пресс – конференций, интервью и инаугураций. Потом я организовал консалтинговую компанию, в которой ради привлечения клиентов проводил различные семинары – по PR и публичным выступлениям. Так получилось, что два с половиной года я работал исключительно как тренер и полгода назад организовал "Академию ораторского мастерства" — чтобы люди перестали воспринимать тренинги по этой теме как вторичный материал, как дополнение. Иначе люди, как правило, не получают ожидаемого результата и в дальнейшем не развивают свои навыки красноречия. Я совершенно четко увидел, что только за два дня нельзя из человека сделать оратора. Без дальнейших занятий он практически откатывается назад. Главный мой курс – это шестимесячная подготовка оратора.

CF: Какие у вас планы насчет своего "детища"?
Р.Г.: Я не планирую открывать филиалы в регионах, я даже боюсь прогнозировать. Потому что есть существенный риск снижения качества. Предположим, я быстро подготовлю тренеров и разошлю по разным городам. Но есть риск, что мы девальвируем и саму марку, и идею. Идея Академии – это не бизнес – идея, а популяризация и пропаганда ораторского мастерства как способа достижения больших результатов в жизни. Поэтому я буду работать только с тренерами самого высокого класса, хотя зарабатывать проще на преподавателях "подешевле". Впрочем, у нас есть и некоммерческие проекты – например, Клуб Ораторов.

CF: Я видела, вы пишете для журналов?
Р.Г.: Да, постоянно. И стабильно раз в неделю даю интервью – практически в каждом городе, куда приезжаю.

Автор: Галина Козорезова
Источник: официальный сайт Радислава Гандапаса

<< Вернуться к списку статей