Управление и оптимизация закупок и запасов
«Не доходом наживаются, а расходом».
Русская пословица
Логистика закупок
решает задачу – определения баланса между ресурсами (возможностями) собственной компании, возможностями поставщиков и потребностями покупателей.
Объемы товарных запасов компании в значительной степени зависят от отношения к ним топ менеджеров, которое определяется конъюнктурой рынка. В условиях экономического роста основная масса топов настроена оптимистично, они расширяют свои операции, не придавая значения увеличению запасов. И только в условиях отрицательных рыночных колебаний, оптимизации запасов начинают придавать значение. Это связано с тем, что в среднем доля затрат на управление закупками и создание товарных запасов варьируется от 15 до 37%, что зависит от отрасли, вида бизнеса и его масштабов.
Именно затраты на закупки и создание запасов лидируют по размеру финансовых вливаний среди всех затрат на логистику в большинстве компаний. И в первую очередь в производственных компаниях где управление закупками и запасами- это балансирование между необходимостью минимизации запасов и оптимизации объёмов закупки с целью эффективного использования финансовых ресурсов компании, при сохранении таких параметров как бесперебойное и надёжное обеспечении производственного процесса.
Производственные компании имеют дело с более узким ассортиментом продукции (сырьё, компоненты и т.д.), а потребность в них более продолжительна во времени, так как сырьё всегда должно находиться на складах с целью обеспечения бесперебойности производственного цикла. В связи с этим запасы производителей являются источником долговременного риска, что побуждает компании работать над снижением затрат на закупки и снижать риски содержания чрезмерных запасов. И здесь важным фактором выступает качество принимаемых решений, и то, какая конкретно система управления запасами используется.
Системы управления запасами основанные на концепции максимизации запасов в настоящее время отошли в прошлое. Большинство компаний используют системы, основанные на концепции оптимизации запасов, то есть признают целесообразность запасов, но в оптимальном размере исходя из критерия затрат на закупку и содержание. И тем не менее их запасы только условно можно назвать оптимальными, так как наличие больших страховых запасов и высокий уровень текущих запасов нивелирует и маскирует ошибки в планировании закупок и недостатки в работе менеджеров по закупкам, узкие места производства, не синхронизированные во времени операции закупок и поставок, ненадежную работу поставщиков и грузоперевозчиков.
В условиях отрицательных рыночных колебаний, когда спрос падает компании, стремятся освоить новые техники продаж, но как максимум в подавляющем большинстве случаев удаётся лишь удержать продажи на предыдущем уровне.
Совершенно очевидно, что персоналу отдела закупок трудно представить, как можно управлять закупками полностью отказавшись от содержания страховых запасов, и при этом снизить текущие запасы на 30-50%. Из личного опыта могу сказать, что это реально и осуществимо главное преодолеть психологический барьер в наших головах и иметь хорошие инструменты управления и планирования. Если компания использует программное обеспечение, не отвечающее насущным потребностям планирования закупок, то это только увеличивает объёмы закупок и запасов из-за отсутствия точности в планировании. Зачастую в базовое программное обеспечение (КИС) необходимо внести соответствующие дополнения, что не требует серьёзных затрат, но при этом возрастает точность планирования.
В настоящее время в западных компаниях всё более популярной становится концепция минимизации запасов, которая полностью сопрягается с концепцией SCM. Главным представителем концепции минимизации запасов является компания Тойота. Именно в этой компании считают, что большие запасы не более чем ширма за которой скрываются не умение точно планировать производственную программу и как следствие планировать закупки.
Управление закупками и запасами в соответствии с этой концепцией требует специального программного обеспечения заточенного под специфику компании. С высоким уровнем автоматизации процессов управления и планирования, а при необходимости перепланирования закупок. Так как в настоящее время нет дефицита товаров, а есть дефицит покупателей всё больше производственных компаний переходит на выпуск продукции под конкретный заказ, что подталкивает компании использовать системы управления, базирующиеся на концепции минимизации запасов. Компетентное управление закупками– это один из инструментов увеличения прибыльности компании.
Шигапов Н.Р.
Перепечатка материалов возможна только при ссылке на сайт-первоисточник с указанием авторства
Возможно, вам будет интересно: “Семинар по управлению закупками и обучению логистике”.
<< Вернуться к списку статей