Обзор рынка бизнес-образования Татарстана


                                                                                         Комментарии для  газеты «Где деньги»


1.Что в данный момент представляет рынок бизнес-образования в Казани? (Состояние/динамика/тенденции).  Насколько он сформирован, специфические черты рынка.

Средний возраст рынка услуг по бизнес-обучению в России  составляет 19 лет. Несмотря на это, средний возраст казанских провайдеров около 7 лет.
Рынок бизнес-образования Татарстана в начале 2008 года находился в стадии роста. На рынке действует 32 компании, предлагающие услуги бизнес-образования. Уровень конкуренции на рынке возрастает, ежегодно появляется 5-6 новых компаний, в основном небольших. А уходит с рынка 2-3 компании.
В 2007 году,  в среднестатистическом  провайдере на рынке Татарстана,   работали 7 штатных сотрудников, из которых 4 – штатных тренера.
Некоторые провайдеры привлекают дополнительные ресурсы – фрилансеров – свободных тренеров, которые могут продаваться, так же, другими тренинговыми центрами. Часть провайдеров не имеют штатных тренеров и пользуются только услугами фрилансеров.  Фрилансеры все чаще привлекаются к проектам провайдера, т.к. последние ощущают острую нехватку профессиональных тренеров.
Растет количество тренинговых компаний, которые проводят открытые программы
Сохраняется рост количества провайдеров, включающих в свой портфель корпоративные тренинги и семинары.

Самые часто проводимые тренинги:

1. Тренинги продаж
2. Тренинги для руководителей, менеджмент
3. семинары по логистике
4. Тренинги по сервису

5. Программы личной эффективности:  тренинг тайм-менеджмент для менеджеров, тренинг стресс-менеджмент, управление стрессом

2. На какие сегменты можно разделить бизнес-образование? Какую долю рынка занимает тот или иной сегмент в Казани?

Можно выделить долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное бизнес-образование.
В последнее время  увеличивается доля долгосрочного бизнес-образования, представленого школами МБА. Сдерживающим фактором здесь является неподходящий уровень преподавательского состава (среди которых -большая часть – теоретики, преподаватели ВУЗов) и высокая стоимость обучения. Клиенты рассматривают степень МБА, как возможность продвинуться по карьерной лестнице.
Среднесрочное бизнес-образование занимает незначительную долю рынка Татарстана
Увеличивается доля краткосрочного бизнес-образования. На рынке Татарстана действуют около 23 компаний, предлагающих услуги краткосрочного бизнес-образования.
Но можно выделить 3-х основных игроков в этом сегменте рынка:
Центр подготовки персонала «Фактор-П», ЦРП «Бизнес-инсайт», КА «Золотой Стандарт».

3. Прогнозируемый объем рынка в Казани в 2008 году (в руб. или $)

К сожалению, одна из больших проблем рынка бизнес-образования Татарстана — это малое количество статистики и нехватка основных цифр, характеризующих емкость рынка.

4.Тенденции развития бизнес-образования / по сравнению с 2007 годом //3-5 лет назад. Позитивные и негативные тенденции.

В последние годы наметились изменения в секторе рынка краткосрочного бизнес-образования. Некоторые крупные компании пошли по пути создания собственных корпоративных университетов. Однако кризис внес свои коррективы и в целях оптимизации бюджета, эти структуры стали сокращаться.
Потребность в обучении снова будет покрываться за счет тренинговых центров. Я думаю, что за счет более выгодной ценовой политики, вперед выйдут сильные региональные центры. Лидирующие позиции, в рейтинге продаж будут удерживать тренинги по антикризисному управлению, Такие, например, как «Финансовое управление дебиторской задолженностью». Рейтинги тренингов продаж и переговоров снова пойдут вверх, т.к. текучка фронтального персонала после сокращений снизится и потребуется профессионализм в сложных условиях кризиса. Меньшим количеством менеджеров придется делать больший объем продаж.
Через 5 лет произойдет окончательная  сегментация рынка, каждый из оставшихся игроков займет свою нишу.

5. Инвестиции в бизнес. Рентабельность. Окупаемость. Сколько стоят услуги бизнес-образования?

На рынке Татарстана наблюдается широкая  амплитуда цен. Средняя цена на 2-х дневный тренинг по переговорам 6500 руб. с человека в открытом режиме. Но есть, также, программы, где стоимость 2- дней тренинга достигает
28 000 руб. с человека.
Есть и такие, которые за тренинг просят 2000-3000 руб. с человека. К последним рынок относится со все большим подозрением, как к поставщикам низкокачественных тренингов с плохим сервисом. Как правило, тренинги по низкой  цене ведут неопытные,  начинающие тренеры, ставящие своей целью накопление этого самого опыта.
Стоимость услуг в этом секторе рынка в Татарстане за последний год выросла  в среднем на 15%.
Это связано не только с инфляционными процессами, но и с повышением качества оказываемых услуг.

Комментарии давала Директор тренинговой компании «Фактор-П» Вилкова Юлия Ардинатовна

<< Вернуться к списку статей